21 ноября 2019 г.

Турецкий вопрос

До сегодняшнего дня мне оставалось неясным, какой же статус у Турции, по сути дела? Является ли это региональной державой или же это культура мирового порядка. И вот сегодня, похоже, я решил для себя этот вопрос, причём почти одновременно с решением по статусу Швеции (я пару дней назад я пришёл к выводу,что Швеция является-таки культурой мирового порядка; подробней об этом я скажу, возможно, когда-нибудь позже).

Я и раньше слышал много турецкой музыки и подумывал о том, что явно продукция не ординарной страны. Теперь же, согласно формуле "Только великие народы создают великое искусство", я твёрдо определяю музыкальные артефакты Турции (и Швеции) как несомненно великие. Ничего похожего не порождает культура Грузии или какой-нибудь Армении, и только Турция в большом количестве (sic!) создаёт артефакты, которые просто выламываются из формальных пределов. Османская империя всегда была весьма экспансивной, в отличие, скажем, от пассивного континуума РФ или США, вечно пытающихся анально отгородиться от всего мира, и это просто необычайным образом отражается в турецкой музыке. Слушая её, испытываешь какой-то мандраж, и на молекулярном уровне приходит понимание, что это культура необыкновенного потенциала.

Вот, например, этот сборник, который я слушаю почти беспрерывно в последние день-два. Впечатления необычайные. Половина песен - очень неплохи, треть - шедевры. Послушал от начала до конца, затем снова и снова...



Теперь у меня нет сомнений по поводу Турции. Да, эта страна, как и Швеция, намного превосходит региональные, местечковые параметры. Мелкие культуры, вроде московии, не создают таких артефактов; они рождаются лишь в среде великого народа, который сам и порождает своих талантов (а все таланты, ясно дело, только национальные, а вовсе не "сами по-себе"). Армения или какая-нибудь Москва не рождают ничего подобного, а потому могут только распространять сплетни в интернете о своём мнимом величии и какой-то там "центральности" (весь дугинизм про какой-то центр, вечно булькающий непонятно на каких там задворках), - что жалко и смехотворно; тогда как турки велики сами по-себе, и даже не стали б опускаться до того, чтобы это ещё "доказывать" кому-либо. Сама музыка Турции доказывает это сполна.

Особенно впечатляет песня в исполнении милашки Yıldız Tilbe; она звучит где-то уже ближе к концу (слушайте с 1:46:00). - ТАКОГО невероятного пафоса нужно ещё поискать среди работ своего времени.. Это не просто великая культура, а что-то из разряда величайших.



1a43nh0ssjqeq.jpgtumblr_mp3gk7W5Qt1sn2jvwo1_500.jpg(Кажется, я начинаю понимать безоглядную влюблённость Кроули в Турцию времён Кемаля (Кроули даже своего единственного сына назвал Алистер Ататюрк (где Ататюрк - главное имя)), - на фото Кроули в костюме турецкого паши (справа) и его сын Ататюрк (слева), - и его фанатическую увлечённость суфийскими учениями Магриба (Кроули любил говаривать, что если бы у него была возможность выбрать страну для рождения, то он выбрал бы Марокко*). В Турцию же сбежали знаменитые русские "прыгуны" - довольно занятная ветвь молокан, которая использовала ритуальные танцы, наподобие суфийских, для вхождение в состояние религиозного экстаза; они ещё знамениты как "русские дервиши". И в Турции и в Магрибе сосредоточилось всё то тайное суфийское, идущее ещё со времён Зороастра, что было калёным железом выжжено в странах фундаментального ислама. Впрочем, Иран до сих пор считают языческим в арабском мире. Что уж тут говорить о светской и терпимой ко всем Турции.)


Русские пре-телемиты: молокане-прыгуны (известные в Турции как "русские дервиши")

Да, с Турцией мне окончательно стало всё ясно. И, в общем-то, всё то же касается и рок-продукции. Тут просто одна из граней национальной культуры, ничего особенно специального.



Турция всегда были довольно большой проблемой как для антропологов, так и для культурологов. Само их происхождение неясно. Один прожорливый московский недоблогер развивал теории о том, что у турков треть генов, значит, тюркские, треть - греческие и треть - славянские. Но, естественно, это чушь, взятая сугубо с потолка; никаких "третей славянских кровей" у турок нет, - славянского генома у этого народа что-то около 5 (пяти) процентов (вероятно, потомки янычар), - зато очень много балканских генов, что сближает турок с болгарами и сербами. Каким-то образом они перешли на тюркский язык, и это остаётся корнем проблемы.

Но более того - не исключено, что Западная Турция (историческая Анатолия) - это прародина всей европейской расы, - это родина гаплогруппы I, которая делится на балканскую ветвь (I2) и скандинавскую (I1); предполагают, что именно там впервые возникла земледельческая культура, которая затем распространилась по всей Европе, вытесняя более древнюю культуру охотников-собирателей. Только тогда возникли первые города, ну а затем и страны.

В общем, Турция - непростая и интересная страна. Конечно, тюркский язык несколько специален для слуха европейца, а восточные мелодии, если слушать их много, рано или поздно вызовут помрачение и припадки, но, как говорится, лиха беда начало. Я не один год пытался "проникнуться" африканской музыкой, что уж тут говорить о турецкой, которая вполне отчасти даже европейская (Таркан, скажем, вполне европейская креатура).

Великая культура? Да, несомненно! Рано иди поздно это стало бы понятно. Просто потребовалось время, чтобы это стало несомненным. Где-то мозаика сложилась и мне всё стало вмиг ясно об этой стране и об этом народе. Конечно, как и все народы современности, турки находятся в упадочном состоянии, но артефакты великой культуры ещё долго будут рождаться, ибо не может вмиг исчезнуть то, что накапливалось в крови тысячелетнего народа, какой бы ни была тёмной его история. (А если вспомнить ещё и Фоменко с Носовским, то Турция и вовсе выходит в главные страны мира сего; но я, честно говоря, не готов проникнуться этой идеей сполна, просто не изучал её столь подробно).

__________
*о Марокканской музыке, конечно же, следует поговорить особо, но вот пока для примера кое-что:



У меня есть очень большое подозрение, что то, что я изначально расписывал как "испанский стиль", в действительности стиль Марокканский; то же самое касается норвежского стиля, который вполне возможно - Анатолийский (25% средиземноморского антротипа среди "нордических" норвежцев никто не отменял; плюс читаем "Младшие Эдды", где скандинавский предводитель Трор (позже обожествлён как Тор (Вотан у шведов, он же "Воудан" у гуннов)) - правитель Трои; согласно фольк-истории, сами норвежцы - выходцы из Трои после её разгрома. Таким образом, решается и непонятная стилистика Норвегии, которая уж слишком хороша для европы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Никчёмный вяк: