18 марта 2021 г.

Трудно поверить, что когда-то рок звучал так...

Интересно сравнить старый рок Старой Европы и старый рок юной Америки. Хотя пассионарный порыв американцев уже миновал сто лет назад, в 60-х годах XIX-го века, проявившись в неслыханных батальях (по грандиозности их сравнивают с войнами Античности), - никогда доселе не сходились на поле сражения 200-тысячные армии, - в 1960-х всё ещё был этот заряд пассионарности, и, например, вопреки распространённому мнению, во Вьетнаме американцы воевали исключительно на энтузиазме и совершенно добровольно. От желающих сражаться не было отбоя, - можно сравнить, например, как туго и неохотно воевали совки в Афгане (при зашкаливающей дедовщине, которую никакой Голливуд не смог бы изобразить даже специально). Европейский рок и американский рок (говоря о старых образцах) отличались очень сильно, разница перестала замечаться лишь в новейшее время, уже в нашем веке. Тогда же, в лучшие годы рока, Европа и США находились на разных полюсах бытия...

Даже взять один год - 1968-й, рок-музыка входит в свой зенит, почти достигает вершины* (это, несомненно, арт-рок и прог-рок), чтобы затем, добавим, кубарем скатиться в громыханиях панк-рока (это уже деградация, безусловно).

Вот Европа, греческая англоязычная французская группа Aphrodite's Child, родоначальники арт-рока (подветвь прогрессивного рока), когда музыка как таковая была сплавлена со сценическим образом, как бы не относящимся напрямую к музыке. Демис Руссос всегда иронично относился к своим певческим данным и говорил, что люди приходят не слушать музыку, а посмотреть на него, а точнее - на его костюмы...) Автором же всех песен был знаменитый Вангелис, который позже в Англии создаст свои космические симфонии (это будет спейс-рок).



Это Европа в своей квинтэссенции, так сказать. Мрачные, декадентские стихи украинского еврея, родившегося в Англии, греческий Античный мелос, невероятные, почти клоунские костюмы, общий унылый фон некоего dance macabre, - всё это выглядит так странно...

А вот Америка - и это кажется ещё более странным! ))



Это даже трудно определить стилистически, но, вероятно, тоже какой-то прогрессивный рок, только очень американский. Вокалист с явно индейскими чертами, фольклорный Джон Гризли Адамс с губной гармоникой, мотивы чёрного блюза из Луизианы, - такой невероятный колорит, который опять же опровергает шаблонное мнение об отсутствии культуры в Америке. Она есть и очень глубокая. Ирландцы, шотландцы, голландцы и местные народы, а также африканцы, создали удивительную культуру, образы которой прекрасно отражаются и в прогрессивной музыке, то бишь рок-музыке, ибо изначально это была музыка пассионариев. (Да, позже всё деградировало в коммерциализме и до невозможности ублюдочном традиционализме, но мы говорим о лучших временах, в которых - ну как всегда! - никто из нас конечно же не жил...)).

Один год, один жанр, один стиль, а какая разница... Как будто звучит всё, повторю, на разных полюсах бытия. Некая усталость, деменция сквозит в еврейско-французско-греческой музыке Старой Европы, будто задавленной навечно чудовищным демиургом Иеговой (дьяволом гностиков), и на этом фоне, несомненно, выигрывает своеобразный американский колорит, неотрывно связанный со всей долгой историей Америки (а она долгая. не следует заблуждаться). За четыреста лет, прошедших хотя и отлично от событий в Европе, но чревычайно бурно, американцы превратились в передовую нацию и оставались ей, вероятно, вплоть до падения Трампа. (Я, кстати, так и думал - не случайно же я называл его "Последним из Могикан"...). Что будет дальше - неизвестно, рок-музыка уж точно себя исчерпала полностью и уже давно. В-сущности, это был локальный всплеск в 50-70-х годах XX-го столетья, вероятно вызванный общим депрессивным настроением, царившим после потрясений двух мировых войн. Рок-музыка явилась некоторой отдушиной, как я это понимаю. Затем уже ушлые дельцы сообразили, что с этого можно делать большие деньги и включили свой ублюдский "конвейер звёзд", паразитируя на талантах, а затем списывая их в утиль... - Капитализм!

Но рок 60-х, как и кинематограф тех лет, был хорош! Тогда ещё это было лишь чистым энтузиазмом, без всякой задней мысли...

_________
* Вершина рока - это американский фестиваль Woodstock 1969-го года (примерно 500,000 человек участников).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Никчёмный вяк: