30 марта 2021 г.

Покойтесь с миром, Капитан...

Сегодня или, быть может, вчера, 29-го марта, в году 1912-м, погиб капитан Скотт в ходе своего второго Антарктического предприятия. Его личность в Англии в последующие 50 лет граничила с обожествлением. Етестественно, эта героическая личность была знаменита и в других странах, включая Советский Союз.


Роберт Фалкон Скотт родился на Юге Англии и по происхождению был шотландцем. По его второму имени Фалкон (что означает - "Сокол") его в детстве звали Кон и поражались его мрачной и серьёзной натуре. Он был умён не по годам - уж слишком в нём была видна старая и очень зрелая душа. Как и ирландцу Шеклтону, Скотту было смертельно скучно в современности. Он рано сделал военно-морскую карьеру, но на этом останавливаться не собирался. Северный Полюс уже был покорён, также была пройдена Гренландия и был найден Северо-Западный проход через льды северной Канады. Что ещё оставалось, как не Антарктида?

Скотт был одной из самых ярких личностей т.н. периода Героческих Исследований Антарктики. Многие тогда пытались покорить этот континент, но невероятно тяжёлые условия жизни там задерживали всех почти на самом побережье, где ото льда свободны лишь примерно 2 (два) процента суши этго континента. Вся остальная территория - льды толщиной в среднем в три километра. Понятно, что на такой высоте сказывались эффекты высотной болезни, а также люди жестоко страдали от снежной слепоты. Предпринимались самые отчаянные и рискованные методы путешествий в этих условиях, и Скотт в этом плане был самым передовым человеком. Он использовал дирижабли и воздушные шары для изучения местности, он завёз в Антарктиду монгольских лошадей, привыкших к суровым условиям (они, с сожалению, все скоро погибнут), но самое удивительное - он пытался использовать технику, а именно - знаменитые его мотосани, мотосани Скотта.



Проектировал их сам Скотт и было сделано их три штуки. На видео можно их видеть (я только добавил звук - это, кстати, трактор, причём на холостом ходу, лол)). Испытывались сани в Альпах. В-общем, всё вполне работало, однако двигатели перегревались. Кроме того, при выгрузке одни из мотосаней - причём самые лучшие, самые любимые Скоттом - провалились под лёд.



Так, с первых дней прибытия в Антарктику, какой-то злой рок преследовал экспедицию...

С середины 70-х слава Скотта стала затмеваться, вплоть до того, что появились откровенные сволочные паскивили. Всё это было совершенно неоправданно и несправедливо, поскольку Скотт рассматривался в некой идеальной сферической абстракции, вне малейшей привязки к реальности. Тяжелейшие условия и череда злосчастных неудач (начиная с потопления лучших мотосаней) в конечном итоге привели к гибели участников экспедиции, но говорить, что это была вина Скотта - вершина несправедливости. Он, как руководитель, сделал более чем предостаточно. Даже в последние минуты жизни он беспокоился не о себе, а о том, что будет с родными. Конечно, это уж слишком человеческое и изобразить Скотта, как лично я бы того хотел, неким фундаментальным ницшенцем, вроде лётчика Мересьева или лейтенанта Диксона, не получится, но Скотт был несомненно неординарной и героической личностью по своей природе. Будь он чуть поменьше джентльменом, был бы достоин всяческих восхвалений, но, к сожалению, Викторианская эпоха обязывала. (Боже, как это скучно и утомительно...). Возможно, Скотт был по природе поэтом и таким образом реализовался его мрачный гений, но стихов он, к сожалению, нам не оставил.

Мрачная, мрачная, старая душа, которая жаждала великих свершений - так я вижу Скотта в перспективе времён. Это был настоящий Человек.



Покойтесь с миром, Капитан. - Ура! Ура! Ура!..

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Никчёмный вяк: