10 сентября 2021 г.

После Егора Летова

Сегодня, 10 сентября, исполнилось бы 57 лет Игорю (или Егору, как он себя называл) Летову (как болтают злые языки, это также псевдоним от "ле тов"). Вопреки всем представлениям о рок-бунтарство оного, это был представитель советской золотой молодёжи, - по его старшему брату Сергею это видно сильнее, т.к. это джазовый музыкант и никаким панком никогда не был, - и никаких весомых аргументов в пользу новаторских идей у Летова-"панка" никогда не было. Он постоянно менял свои убеждения и смысл их до сих пор под вопросом. То он анархист, то большевик (а анархисты, как известно, били и красных и белых, хотя в первый год после революции действительно были союзниками), то вообще чуть ли не правый (очень смешно). Короче, я бы не назвал этого персонажа человеком, с которым я бы находил, скажем, приятное или просто дружеское общение. Скорее всего, я бы просто его игнорировал, если бы довелось как-то пересекаться (руки б не подавал, во всяком случае). А приватно, возможно, двинул бы локтем в зубы, просто так, из личной неприязни. Мне не нравится Летов совсем, начиная от его физиономии и картавой речи и заканчивая тем, что он там штамповал.

Однако справедливость и истина всегда важнее личных предубеждений, поэтому я и говорю, что Летов - примечательная фигура русскоязычного типа "андерграунда". Мы вроде как не замечаем, что его альбомы издавала нефтяная мега-корпорация "ЛукОйл" (ну, это всё равно как если бы какую-нибудь "подвальную" японскую рок-группу спонсировал бы концерн "Мицубиси" - это нонсенс) и не цепляемся особо к словам, поскольку слишком очевидны симптомы шизоидной психопатии (это просто словесный мусор, ну какой в нём смысл). Летов, которому не хватило сил играть нормальный жёсткий панк-рок, потуги на который он поначалу пытался изображать (до крайности убого), всегда тяготел к унылому убожеству "гаражного рока", шизоидному психопатическому нойзу и крайне специфичной малослушабельной психоделике. В этом плане он и достиг определённых результатов.



Это просто пародия на популярную советскую песню, ясно дело.



А я на дух не переношу пародии и плагиаты. Пусть совсем глупый и бездарный человек попробует сказать или пусть даже просто промычать что-нибудь от себя и ударит рукой по струнам, не зная аккордов - это более весомо, чем если он будет тужиться и изображать из себя кого-то, кем он не является. Кой чёрт нужно было так насилоать приятную песенку Боряского, выворачивая через кишку её посыл - без понятия... Уродство просто невероятное.

Думая о том, а какие песни у Летова вообще хорошие, я смог обнаружить только одну - "Бери шинель". - И всё! Остальное, как по-мне - полный мусор и трешак. "Поэтику" Летова просто не комментирую (то есть о пассажах вроде "шышел мышел" мне нечего сказать - это уровень 15-летнего недоразумения из вспомогательной школы). Текстовка Летова на мой слух напоминает какие-то радиошумы из дурдома, там концепций мышь несчастная наплакала. Это не мой вкус абсолютно. Скажем, голос, текстовка и смысловые ориентиры Владимира Селиванова (гр. Красные Звёзды) мне нравятся больше, и в целом Селиванов, как и некоторые другие русские рок-музыканты, объективно сильнее Летова. Поэтому я не соглашусь с тем, что Летов - это какой-то там предел. Просто советская золотая молодёжь дурачилась и кривлялась как могла. За этим ничего нет. То же самое, скажем, Свин из Питербурха - ну какой он "панк"? Это советская золотая молодёжь, отбросы её. Американская, японская и западноевропейская инди-культура состояла из лучших людей низших слоёв, а не из дегенератов слоёв высших, как в совке. Надо же понимать разницу.

Английский работяга Джимми Перси пел для рабочего класса и был абсолютно искренен в каждом своём слове...



Группа Sham 69 была и остаётся верна своим идеалам на протяжении 45 (сорока пяти) лет.

Да, как я уже сказал, определённых успехов Летов несомненно достиг. Его поздние работы, которые я подробно рассматривал, достигли степени эпичности, звуча чуть ли не как Sabaton (кроме шуток), но дальнейшего развития на самом деле нет, и Летов не мог не понимать, что своих пределов он достиг. Говорят, что он много пил в последние годы, его постоянно увозили в реанимацию из-за перепоя и в конечном итоге "сердце не выдержало". Но так говорят обо всех, просто убогость человеческого мышления не предполагает, что собой представляет жизнь творческого человека и насколько разрушителен алкоголь. Если бы Летов много пил, он бы годами ничего не сочинял, а он сочинял постоянно. Тут я уже говорю как доктор. Три года пьянства - и даже сильный человек превращается в полного дегра, что уж тут о Летове говорить, он и на ногах не твёрдо держался. Одна бутылка вискарика отправила бы его к Иегове мигом.

Нет, Летов сочинял постоянно, просто это был однотипный и заезженный материал. Три последние его альбома звучат как одна нота. Хорошая и выверенная, но ограниченная и заурядная, как кирпич. Летов пришёл к тому, к чему шёл, ну а дальше-то что?.. Мой дорогой друг Аксель предполагает, что продолжение было [см. 1] [см. 2] [см. 3] (как и в случае Курёхина или Талькова), но вы же знаете нашего слввного Акселя, по нему никогда нет уверенности, шалит ли он так от избытка ума или на полном серьёзе. Впрочем, а какая разница?..)

Я, конечно, приношу извинения за свой высокомерный тон и всё такое, но Летов лично для меня - это настолько мелкая фигура, что я даже при большом усилии не могу задыхаться от восторга. Я и одну-то хорошую песню у него нашёл только при крайне сильном напряжении. Так что извиняйте. если для кого-то это светоч, гуру и что ещё там. Для Тнлемита этот персонаж не представляет ни малейшего интереса. Ни одна из его поделок Телемитской не была, так что... Понимаете сами.

*    *    *

9zce3htnkn4.jpgГоразо интересней отметить тех, кто, так сказать, продолжили дело Летова. Таких было много, причём половина из них выше Летова значительно. Я бы хотел сказать несколько слов о них, дабы отдать должное тем, кого Летов "затмевал" (а я уже рассказывал подробно, как Летовым "давили" всех начинающих в 90-е, что было подло и несправедливо; скажем, моя благородная натура в высшей степени устремлена на то, чтобы поддерживать и помогать начинающим, а вовсе не давить их морально, хотя это я умею превосходно, уж поверьте; мой прямой взгляд мало кто выдержать мог вообще-то, тем более если учесть, что лет до 25 я был совершенно без тормозов и мог просто подойти к тому, кто мне не нравился, и ударить ему локтем в рыло; как я люблю говорить, в юности я вёл себя как фашист в оккупированной русской деревне). Короче, Jedem das Seine, больше мне сказать нечего.

Итак, "те, кто были в тени". Конечно, в первую очередь это упомянутый Владимир Селиванов и его совершенно великолепный проект Красные Звёзды. Вот это была действительно прекрасная группа!







0JQ9WlBTCBY.jpgУ меня есть, конечно, некоторые нарекания к лирике Селиванова, но это, по-крайней мере, хороший русский язык (пусть и с ужасными признаками графомании). Музыка же вообще лучше всяких похвал. Красные Звёзды - типичный пример первоклассной группы - у неё нет ни одной откровенно плохой песни. Половина песен - выше всяких похвал, это чистый Дионисийский экстаз. Ещё четверть - просто отличные, очень умные и искренние песни, а оставшиеся - просто хорошие, сделанные от души, пусть и не шедевры. (Чтоб все песни были шедеврами - чтот такого я не знаю...))) Плохих песен нет ни одной! Даже плохое качество записи первых работ ни в малейшей степени не влияет на впечатление об этой великолепнейшей группе. Рекомендую в самой высшей степени! Это лучшее, что есть в русском роке, наряду с языческим металом Русского Севера, громыхающим уральским Индастриэлом и EBM, Готикой и Телемикой Юга России, волной колдвэйва Западной Сибири и крутым металом Дальнего Востока (центральная Россия, включая москвосра вылыкую мацковию, ничего особенно интересного не представляет из-за полного, полнейшего отсутствия пассионарного начала (оно всё ещё есть у русских Юга и Сибири), а рок это музыка пассионариев; коммерческую блевотину, естественно, мы полностью игнорируем, как и старушечий маразматический помёт евразийцев с их уродскими кумирами вроде генона, об которого рокер побрезговал бы и ботинки вытереть; впрочем возможно позволил бы облизать).

Затем из числа малозамеченных групп - конечно же Энтропия из Красноярска. Напомню, что есть несколько групп с таким названием, поэтому не ошибитесь случайно. Мы говорим о замечательной инди-группе из славного города Красноярска, а не о ком-то другом. Если Селиванов и КЗ взяли всё то пафосное революционное, что было у ГрОба, то Энтропия взяли чудовищный драматизм, который был в некоторых особенно душераздирающих песнях Летова. Умопомрачительный, кошмарный драматизм на грани острого психоза звучит у Энтропии в некоторых моментах даже сильнее, чем у Летова. Это настолько фатально и трагично, что во всей рок-музыке, пожалуй, такого найдётся очень и очень немного. Это перехлёстывает все рамки и заходит за все пределы...



Более спокойные (относительно, конечно; рок - это творчество пассионариев, он безбашенный по-определению; для буржуазных отбросов, интеллигенции и прочих традицианальных рабов-мацквечей есть "бардовская" гуанопесня и шансон) песни полны философского рассуждения и иногда достигают глубины смыслов. Надо понимать, что в рок-музыке, как в культуре чисто языческой, всегда важна интонация и то непередаваемое, что создаёт волшебство. Не нужно слишком цепляться к словам. Это всегда надо помнить...



Группа, несомненно, очень замечательная, хотя и несправедливо незамеченная.

Затем группа Адаптация из Казахстана. Как и Эшелон, это компания большевиков с их специфическим пафосом. Обе группы - Адаптация и Эшелон - выступали вместс с ГО, в общем были одной тусовкой. Особо о них сказать нечего. Пустая болтовня, в обшем. (Селиванов хотя бы отчасти поэт, пусть и графоман, а у этих только болтовня).

А вот теперь я представлю группу, которая, пожалуй, наиболее серьёзно и концептуально приблизилась к ГрОбу откуда-то из Дикого Поля. Это, конечно же, группа Хламида из Луганской Народной Республики. Невероятный пафос группы, её харизматичный лидер, очень похожий на Летова, яркие экспрессивные выступления, на редкость качественная лирика, - всё это слушается крайне замечательно. Правда, довольно тяжеловато. Русский рок - он сам по-себе тяжёлый, тут уж ничего не поделать...



В этом весь русский рок - драматика доводится до финального предела, за которым открывается нечто более, чем человеческое. Тут человеческого оказывается уже мало. Это чистое ницшеанство - а точнее, то что понял Ницше, читая Достоевского, у которого этот драматизм заходил за все пределы, где появлялась уже иная мораль. Это как у Тарковского - как бы ни била тебя жизнь, сохраняй мужество и никогда не становись малодушным скотом. Немцы пришли в Россию, отлавливали русский детей и отправляли их в Германию на заводы, а отступая, отравляли колодцы чумными бациллами; русские пришли в Берлин, напоили немцев чистой водой и накормили немецких детей, - это не человеческая мораль; по-людским понятиям, немцев нужно было загнать в большие концлагеря и сгноить заживо, как это сделали англичане и американцы в Рейнланде (когда было уничтожено полтора миллиона немцев в лагерях смерти), но мы этого не сделали, и Германию сохранили тоже мы (Черчилль предлагал её полностью упразднить, разделив на 5 кусков между соседями), пусть даже сейчас об этом не вспомнит ни один немец. Почему мы это сделали? Скажите мне...



Bon, русский рок в своих лучших образцах показывает поразительный Античный стоицизм, который, пусть иногда, но присутствует в современности... Хламида - группа глубоко языческая (впрочем, повторю, как и рок-музыка в целом), поэтому не следует, как и в случае с группой Энтропия, обращать внимание на диксурс про "бога" и якобы христианские мотивы. Христианство - это не более чем фофудья, бизнес-проект, жизни там нет уже много столетий. Чистая живая кровь струится в совсем иных прерогативах. Ну а лирика а-ля христианская - это лишь аллюзия к тому раннему христианству, когда оно ещё было малоотличимо от культов Митры и Аполлона и несло какой-то волшебный огонь в этот мир. Этого нет уже давным-давно...

В меньшей степени, но также присутствуют ГрОбные мотивы у другой Донбасской прославленной группы - я имею в виду День Триффидов из Донецкой Народной Республики. Тут ребята, боюсь, увязли в характерном летовском словопоносе и выдали большую порцию совершенно непотребного на мой взгляд текстового продукта. Я отказываюсь находить "глубинные смыслы" в этой белиберде, - простите, есть метафора, образ, аллегория, аллюзия, тонкий обертон, - без этого поэзия не поэзия, - но стихийно состыкованные слова с мощным оттенком шизофазии - это не поэзия, а истерика комплексующего латента, он выражается таким образом (весь Летов - один сплошной комплекс неполноценности). Фуко отмечал в этом плане, что есть поэзия сверхрассудочная, а есть поэзия просто больных на голову людей. Вот это ближе к тому.



Что я такое вообще сказал?...) Неважно. Я также крайне сомневаюсь, что сами апологеты готовы всерьёз относиться к той белиберде. Нет концептов, нет пафоса, нет лирики. Резюме: гу-а-но.

Кто ещё остался из лихих незамеченных "в тени"? Вероятно, в какой-то степени это можно сказать о группе Виселица из Латвии или о группе МаузерЪ из Нижнего Новгорода. Но тут я уже рискую столкнуться с бурным протестом с их стороны, поскольку там от ГрОба вообще, в-сущности, ничего и нет. Если б кто-то, например, назвал мои шедевры "сделанными под влиянием "гражданской обороны"", я бы в рыло ему двинул локтем моментально (да чёрт побери, уже в третий раз это говорю!). Пожалуй, ничего существенного больше и не было, поскольку данный гаражный стиль как бы не очень в манере русских. А прочим, понятно, до этого и дела нет.

На этом всё, пожалуй. О творчестве Владимира Селиванова я, наверное, ещё напишу подробно. Его день рождения будет 15-го ноября.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Никчёмный вяк: