26 сентября 2021 г.

Потрясающее описание сброда больших городов у Хайнлайна

Мне всегда казалось, что в жителях больших городов есть что-то инфернальное, хотя я не раздумывал над этим особо, т.к. в больших городах подолгу не жил. Но стоит только оказаться в мегаполисе, как аура какого-то больного безумия и дьявольской злобности охватывает всё существо. Именно такое впечатление было от первого посещения Москвы - потрясающе злобные рожи и чёрная аура домов. Следует полагать, что в пролетарских трущобах всё это сгущено до самой предельной степени. Бескрайние форштадты аккумулируют в себе злобу миллионов инфернальных существ, по своим качествам, а часто даже по внешности мало напоминающих людей... И насколько же приятны люди в деревнях и небольших городах - даже их выражение глаз совсем другое. Трудно не замечать, что в большие города стремятся бионегативные персоны - это работает принцип притяжения подобного к подобному. Те же немногие высокие души, рождающиеся в мегаполисах, напротив, бегут оттуда...

Всё-таки полезно иногда перечитывать классику. Казалось бы, ну что там можно важного вычитать у старого-доброго Хайнлайна? Это же научная фантастика, развлекательное чтиво для подростков. Ан вон оно как...

Нечто подобное я уже встречал недавно у Р. Даля - тоже не особенно фундаментального мыслителя. Но у писателя такая натура - всё подмечать и использовать это в своих сочинениях, дабы не суесловить попусту и что-то говорить по-делу. Конечно, иной писатель может показаться болтливым, - это уж вопрос темперамента и биохимии, обусловленной расой (французы, например, - афросредиземноморская раса, - сплошь пустоголовые болтушки), - но сказать, что чтение это пустое провождение времени, конечно, совершенно неверно. Очень многое можно понять, опираясь на опыт первоклассных литераторов. Кто-то прошёл через войну - это навсегда оставило след в его душе, кто-то много путешествовал и потому его книги полны приятных воспоминаний о чудесных краях (всё плохое обычно со временем забывается и пережитое начинает казаться феерическим), кто-то жил в артистической богеме и выпестовал высочайшую культурную диспозицию, - в каждом случае состоявшийся литератор может немало интересного рассказать пытливому уму. Если не брать в расчёт пустоголовую брехню французов и патологическую лживость немцев (о боже, лучше бы я их вообще не читал, потому что, зная немцев, трудно быть толерантным... таких тварей, как Шпенглер, Клагес, Шелер, Ремарк и т.п., я бы лично с громаднейшим удовольствием придушил; однако, если успокоиться и пораздумать, то становится понятно, что гнев этот неоправдан, ведь немецкую "культуру" создавали плебеи - она вкорне и фундаментально плебейская (даже Гёте не был урождённым аристократом, это был всего лишь холопский выскочка, как и Вагнер), в отличие от сугубо аристократической русской культуры (в ней буквально два-три выдающихся плебея (Чехов, например, жесткого страдал из-за этого), все остальные - родовая знать)), всё остальное вполне годится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Никчёмный вяк: