В этот день, ровно 120 лет назад, умер наш замечательный брат и камерад Фридрих Вильгельм Ницше, "земляк Баха", как он себя любил называть. Да, всё та же славная Тюрингия - единственная земля в Германии, где у немцев есть чувство юмора. Девочки интересные невероятно. Они обычно златовласы, как из сказок. И весёлые, да, что совершенно не характерно для немцев вообще.
Но что значит "вообще"? Вероятно, это было самое ненавистное для Ницше слово ) Он во всём был не как все. Он был русофилом, когда все ненавидели Россию, он отказался от немецкого гражданства, когда Пруссия была одержима патриотизмом, он был единственным, наверное, профессором за всю историю, который бросил кафедру и пошёл добровольцем на войну, он то-ли шёл наперекор, то-ли, напротив, сильно опережал своё время. Впрочем, возможно где-то в этом и нет противоречия. Последующие годы показывают, что он сильно опережал, хотя и в сомнительных индуктивах. Вся эпоха делится на "до" и "после" Ницше, подобно тому, как история музыки делится на "до" и "после" Баха. Правда, до Ницше был Штирнер, а Бах был лишь скромным учеником Букстехуде, - равно как и, скажем, до Лавкрафта, которого мы также недавно вспоминали, был Эдгар По, - но всё-таки мы опираемся на некую определённость. Бах и его тюрингский земляк Ницше, в Америке Лавкрафт, в Британии - Кроули, - фигуры невероятные и оказавшие влияние практически непомерное, насколько можно представить. Но их всех подвела сложность. Их прихотливые размышления и поиски неизбежно были упрощены и опошлены. Тут Ницше, пожалуй, наиболее "пострадавгший", хотя неправда, будто в СССР он был под каким-то "запретом". Первые книги Ницше, которые я читал, были советские. А до революции это был вообще один из самых читаемых авторов в России, наряду с Ренаном и Отто Вайнингером. Тогда ещё имя Ницше транскрибировалось как Ниче. Уж не знаю почему. Американцы смешно хохмят от его имени )
Он никогда не называл себя "волюнтаристом" - эту бирку на него налепили дипломированные посредствености (равно как на Шопенгауэра налепили бирку "пессимиста", хотя он себя вовсе так не называл и ничего подобного не подразумевал), а слова "фашизм" в его годы даже не было. Где, хоть одним словом Ницше предполагал то, что произойдёт в Европе в 20-м веке? Не наступило никаких великих времён, а наоборот, всё измельчало и деградировало. Я хорошо, досконально знаю Ницше, но у него нет даже намёков на то, что произошло в будущем. Он видел мир совершенно иным. Он полностью облажался в своих прогнозах )
Многие ли поняли Ницше? Понимал ли он себя? Можно ли его понять сейчас? - На эти вопросы прелестная читательница пусть ответит сама )
Я могу сказать так: Святая Античность улыбалась ему и касалась его золотых тюрингских волос. Он что-то понимал сквозь библейские фантазмы, он тоже смеялся ещё как, угорал просто. Но он был просто потерянный эллинский ребёнок в этом утилитарном карфагенском аду. Он просто пытался остаться Человеком, отчаянно отбиваясь от моды, патриотизма мелких буржуа и пошлости массовой культуры. Он вытащил откуда-то из песков сумасшедшего Заратустру и пустил его проповедовать воинам - нести им единственную верную и конечную философию - принять долг, свой рок, свою дхарму и погибнуть, не пригибаясь. Прекрасно это обыграно у Телемитского музыканта Пола Роланда:
Спустя многие годы на Урале близ Аркаима (предположительного места рождения Заратустры) появится человек, который возьмёт себе имя Заратустры и, мягко говоря. озадачит обывателей. Феномен его трюков - или что это вообще такое было - так никогда и не был объяснён. Никто не знает, как это работает и как человек вообще может сделать подобное. Возможно индусы что-то поняли, потому что там он - прижизненный святой.
И там же на Урале родился единственный известный мне "фундаментальный ницшеанец", если можно так выразиться. Блистательный польский ум, безупречная логика и тонкий весьма стиль, - я подобного припомнить не могу. На этом фоне мои прокламации кажутся топорной работой (да я и не напрягаюсь особо, я за это ничего не получаю)). Ницшеанство - это, несомненно, весёлая наука )
Грустные кадры Ницше, попавшего-таки в лапы к мамаше (этого он всю жизнь боялся), -
это ерунда по сравнению с тем, что сделала с его работами сестрёнка (которую он называл "чудовищем" и бегал от неё по всей Европе). По юридическим законам именно ей достались рукописи и права на публикацию работ. Ну и сестра его придерживалась патриотических отстойных взглядов, которые так старательно пытались изобразить квази-ницшевским опусом "Воля к власти". Ничего подобного Ницше никогда б не написал! Да и правки шариковой ручкой в его черновиках несколько напрягают. Скорее всего, мы никогда не узнаем ничего подлинного из того, что осталось после Ницше неизданным, а потому нужно читать только прижизненные работы. Черновики - кромешный ахтунг, такие дела.
Ницше что-то чертовски подозревал в этом плане, отчего бесился невероятно ) Он чертовски подозревал, что недалёкие немцы обязательно состряпают из него пугало, и так оно и вышло, чёрт побери! Так из милейшего поэта Кроули сделают "самого ужасного человека столетия". Поразительная штука жизнь...
Стихи и музыка Ницше, как ни удивительно, слабоваты. Я очень старался найти хоть что-то превосходное, но увы, что-то у Ницше не получалось ни с музыкой, ни с поэтикой. Почему - не знаю. Вероятно он был слишком филолог и слишком формалист в музыке. Впрочем, бесчисленные композиции аллюзируют к Ницше, слышащий да слышит...
Касаемо влияния... Были кое-кто, кого можно упомянуть как ницшеанцев в той или иной мере, по крайней мере их творчество замечательно: это Алистер Кроули (1875-1947), Фердинанд Селин (1894-1961), Эмиль Чоран (1911-1995), Азсакра Заратустра (р. 1960), Варг Викернес (р. 1973), Аксель Хистор (р. 1983)... Простите, это максимум (плюс ещё один седьмой) кого я мог бы назвать сколь-нибудь ницшеанцами. Редкая порода-с. До Ницше были Штирнер и Достоевский.
Очень много ницшеанских образов в кинематографе, поскольку всякий режиссёр ищет именно подобного. Насколько успешно - как повезёт, ибо даже бюджеты в деле не помогут. В кино есть некая магия, которая увлекает меня невероятно. Трудно представить больших посредственностей по виду, чем режиссёры, но то, что они делают... Такое впечатление, что фильм рождается алхимическим неким образом, и задача режиссёра - всего лишь поспособствовать этому. Актёры в жизни также крайне редко бывают сколь-нибудь интересными, но у них есть особый дар - они действительно могут воплощаться в своих героев.
Посмотрите, например, на Арманда Ассанте в роли Ницше - это же нечто невероятное...
Как такое вообще может быть? В голове у меня не укладывается. По крайней мере, у меня никогда не возникало сомнений в том, что кино - это Искусство, и ещё какое, почти пугающее на самом деле...
Да, есть много удивительных вещей, и разобраться в этом - та ещё задачка.
На этом позвольте мне завершить мою рефлексию о Ницше. Его харатерные усы - это его маска, под которой он скрывал невероятно презрительную ухмылку. Своё колоссальное пренебрежение...)
Наша порода, настоящий Конфедерат! )
- Можем ли мы победить? Нет. Но я думаю, что мы должны дать бой, - говорит герой (тот же Ассанте как ярко выраженный ницшеанский тип) в фильме "Ханли" (1999).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Никчёмный вяк: